{{indexmenu_n>10}} ===== Введение ===== Важнейший аспект любой (в принципе) системы управления двигателем - синхронизация с коленвалом двигателя.\\ Задача синхронизации - дать системе управления информацию об угловом положении коленчатого вала в пределах цикла.\\ Фундаментальное понятие в этом процессе - **Рабочий цикл**.\\ **Рабочий цикл** это чередующиеся этапы (**такты**) внутри цилиндра, в результате которых энергия топлива превращается в механическую работу. //Например в 4х тактном ДВС цикл совершается за 2 оборота коленвала. Соответственно рабочий цикл в нем равен 720° ПКВ (ПКВ - положение коленвала). Распредвал при этом делает один оборот - 360°.// **Система синхронизации устроена следующим образом:**\\ На коленвал или распредвал устанавливается специальный реперный диск из магнитного материала с некоторым количеством зубьев. Около реперного диска устанавливается специальный датчик, который реагирует на пролетающие мимо зубья репера и генерирует импульсы для ЭБУ. Это **главный синхронизирующий датчик**. Он устанавливается всегда и обязателен для любых моторов. Без него работа мотора невозможна в принципе. Также для некоторых конфигураций, в дополнение к **Главному датчику**, может потребоваться установка дополнительного **Датчика Фазы** (**ДФ**). Этот датчик дает информацию о нужном такте рабочего цикла. **Датчик Фазы** устанавливается всегда только на распредвал. ==== T1 - главный синхронизирующий датчик ==== Главным в системе является датчик подключаемый ко входу **T1** ЭБУ. Этот датчик (и репер с которого он считывает сигнал) может устанавливаться как на коленвале, так и на распредвале. //Причем если датчик T1 устанавливается на распредвале, то он все равно считается датчиком коленвала. Просто он считывает положение коленвала через распредвал (пример - датчик Холла в трамблере).// ==== Датчик фазы - дополнительный синхронизирующий датчик ==== Этот датчик (и репер с которого он считывает сигнал) устанавливается только на распредвале. Варианты когда необходим **ДФ**: * Главный датчик T1 и его реперный диск установлены на **коленвале**. Такой вариант дает информацию о ВМТ 1-го цилиндра, но не дает информации о такте - такт сжатия или такт выпуска. Чтобы это определить, ставится дополнительный датчик на распредвал (**ДФ**). Именно он будет давать информацию о такте. **ДФ** необходим в случае если вам нужна конфигурация с **фазированным зажиганием и впрыском** (искра один раз в такте сжатия, впрыск один раз в такте впуска). Также если мотор с нечетным количеством цилиндров, то **ДФ** ставится в любом случае. * Главный датчик T1 и его реперный диск установлены на **распредвале** и диск **НЕ ИМЕЕТ** признака первого зуба (пример признака первого зуба - удалены несколько зубов или наоборот добавлен лишний). Пример такого репера - диск со шторками в трамблере. Такой вариант дает информацию только о ВМТ. Номер цилиндра и такт определить невозможно. В этом случае установка дополнительного датчика на распредвал (**ДФ**), позволяет получить информацию и о ВМТ 1-го цилиндра и о такте. Если Главный синхронизирующий датчик T1 и его реперный диск установлены на **распредвале** и диск **ИМЕЕТ** признак первого зуба (удалены несколько зубов или наоборот добавлен лишний), то такой вариант выдает всю необходимую информацию по максимуму - и о ВМТ 1-го цилиндра и о такте. И установка дополнительного датчика фазы не требуется. ==== Типы синхронизирующих датчиков ==== === Датчик индуктивный === Индуктивный датчик конструктивно представляет из себя (упрощенно) катушку индуктивности с магнитным сердечником. Когда мимо сердечника пролетает зуб репера, происходит изменение магнитного поля (возмущение), в обмотке катушки наводится ЭДС самоиндукции и на выводах катушки возникает электрический ток. Напряжение с индуктивного датчика имеет вид синусоиды, размах которой зависит от оборотов. Больше обороты - больше напряжение. Такой датчик имеет как правило два вывода (те самые выводы катушки). Подключение к ЭБУ должно быть организовано экранированным кабелем (строго обязательно). **Подключение к ЭБУ.** Один вывод датчика подключается ко входу **T1.1**, второй вывод ко входу **T1.2**. Экран подключается к минусу питания **GNDS** со стороны ЭБУ. Некоторые индуктивные датчики имеют три вывода, третий для подключения экрана. Определить где выводы катушки, а где экран, можно померяв сопротивление тестером. На выводах катушки будет сопротивление в интервале сотни Ом...единицы кОм. Вывод экрана ни с одним из соседних выводов звонится не должен. === Датчик на эффекте Холла (ДХ) === Датчик Холла содержит в себе элемент Холла и электросхему (именно поэтому ему требуется внешнее питание), которая преобразует сигнал с элемента Холла в стандартный цифровой сигнал. При возникновении магнитного поля вблизи датчика, он срабатывает и включается. Когда магнитное поле исчезает - выключается.\\ Т.о. в отличие от индуктивного, датчик Холла имеет на выходе ступенчатый сигнал 0-1. Датчик Холла имеет три вывода - плюс питания, минус питания, сигнальный выход. Выход ДХ при срабатывании коммутируется внутренним транзистором на минус (схема с ОК). Поэтому выход ДХ всегда "подтягивается" к плюсу через внешний резистор подтяжки. Из-за этого сигнал на выходе ДХ всегда инвертирован. Т.е. когда магнитного поля нет, датчик выключен, на выходе присутствует напряжение с резистора подтяжки. Когда датчик срабатывает, транзистор внутри замыкает выход на минус и напряжение на нем становится равно нулю. **Подключение к ЭБУ.** Сигнальный выход датчика подключается ко входу **T1.1**. Пины питания датчика (плюс и минус) подключаются согласно схеме подключений для вашего ЭБУ. Внешний резистор подтяжки нужно ставить, если он нарисован на вашей схеме. Если на схеме его нет, то он уже стоит внутри ЭБУ и ставить его не нужно.\\ Провода подключающие ДХ к ЭБУ экранировать не нужно.\\ Бывают датчики с напряжением питания +12V и +5V. ==== Основные виды схем синхронизации ==== **Главный датчик** (вход **T1**) - на **коленвале** - Репер главного датчика имеет равночередующиеся "зубы". **Нет** информации о ВМТ 1го цил. **Нет** информации о тактах. Только для ДВС с трамблерной раздачей искры. - Репер главного датчика - зубчатый диск (60-2 и подобные). **Есть** информация о ВМТ 1го цил. **Нет** информации о тактах. Только для ДВС с четным кол-вом цилиндров. Парная искра и впрыск. **Главный датчик** (вход **T1**) - на **коленвале**. Доп датчик **ДФ** (любой вход **T2-T5**) - на **распредвале** - Репер главного датчика **T1** - зубчатый диск (60-2 и подобные). Репер **ДФ** - штифт/шторка/окно и т.п.. **Есть** информация о ВМТ 1-го цилиндра. **Есть** информация о тактах. Фазированная искра и впрыск. **Главный датчик** (вход **T1**) - на **распредвале** - Репер главного датчика имеет равночередующиеся окна и "шторки" (трамблер) или "зубы". **Нет** информации о ВМТ 1го цил. **Нет** информации о тактах. Только для ДВС с трамблерной раздачей искры. - Репер главного датчика - зубчатый диск (60-2 и подобные). **Есть** информация о ВМТ 1го цил. **Есть** информации о тактах. Фазированная искра и впрыск. **Главный датчик** (вход **T1**) - на **распредвале**. Доп датчик **ДФ** (любой вход **T2-T5**) - на **распредвале** - Репер главного датчика **T1** - имеет равночередующиеся окна и "шторки" (трамблер) или "зубы". Репер **ДФ** - штифт/шторка/окно и т.п.. **Есть** информация о ВМТ 1-го цилиндра. **Есть** информация о тактах. Фазированная искра и впрыск.