{{indexmenu_n>10}}
===== Введение =====
Важнейший аспект любой (в принципе) системы управления двигателем - синхронизация с коленвалом двигателя.\\
Задача синхронизации - дать системе управления информацию об угловом положении коленчатого вала в пределах цикла.\\
Фундаментальное понятие в этом процессе - **Рабочий цикл**.\\
**Рабочий цикл** это чередующиеся этапы (**такты**) внутри цилиндра, в результате которых энергия топлива превращается в механическую работу.
//Например в 4х тактном ДВС цикл совершается за 2 оборота коленвала. Соответственно рабочий цикл в нем равен 720° ПКВ (ПКВ - положение коленвала). Распредвал при этом делает один оборот - 360°.//
**Система синхронизации устроена следующим образом:**\\
На коленвал или распредвал устанавливается специальный реперный диск из магнитного материала с некоторым количеством зубьев. Около реперного диска устанавливается специальный датчик, который реагирует на пролетающие мимо зубья репера и генерирует импульсы для ЭБУ. Это **главный синхронизирующий датчик**. Он устанавливается всегда и обязателен для любых моторов. Без него работа мотора невозможна в принципе.
Также для некоторых конфигураций, в дополнение к **Главному датчику**, может потребоваться установка дополнительного **Датчика Фазы** (**ДФ**). Этот датчик дает информацию о нужном такте рабочего цикла. **Датчик Фазы** устанавливается всегда только на распредвал.
==== T1 - главный синхронизирующий датчик ====
Главным в системе является датчик подключаемый ко входу **T1** ЭБУ. Этот датчик (и репер с которого он считывает сигнал) может устанавливаться как на коленвале, так и на распредвале. //Причем если датчик T1 устанавливается на распредвале, то он все равно считается датчиком коленвала. Просто он считывает положение коленвала через распредвал (пример - датчик Холла в трамблере).//
==== Датчик фазы - дополнительный синхронизирующий датчик ====
Этот датчик (и репер с которого он считывает сигнал) устанавливается только на распредвале.
Варианты когда необходим **ДФ**:
* Главный датчик T1 и его реперный диск установлены на **коленвале**. Такой вариант дает информацию о ВМТ 1-го цилиндра, но не дает информации о такте - такт сжатия или такт выпуска. Чтобы это определить, ставится дополнительный датчик на распредвал (**ДФ**). Именно он будет давать информацию о такте. **ДФ** необходим в случае если вам нужна конфигурация с **фазированным зажиганием и впрыском** (искра один раз в такте сжатия, впрыск один раз в такте впуска). Также если мотор с нечетным количеством цилиндров, то **ДФ** ставится в любом случае.
* Главный датчик T1 и его реперный диск установлены на **распредвале** и диск **НЕ ИМЕЕТ** признака первого зуба (пример признака первого зуба - удалены несколько зубов или наоборот добавлен лишний). Пример такого репера - диск со шторками в трамблере. Такой вариант дает информацию только о ВМТ. Номер цилиндра и такт определить невозможно. В этом случае установка дополнительного датчика на распредвал (**ДФ**), позволяет получить информацию и о ВМТ 1-го цилиндра и о такте.
Если Главный синхронизирующий датчик T1 и его реперный диск установлены на **распредвале** и диск **ИМЕЕТ** признак первого зуба (удалены несколько зубов или наоборот добавлен лишний), то такой вариант выдает всю необходимую информацию по максимуму - и о ВМТ 1-го цилиндра и о такте. И установка дополнительного датчика фазы не требуется.
==== Типы синхронизирующих датчиков ====
=== Датчик индуктивный ===
Индуктивный датчик конструктивно представляет из себя (упрощенно) катушку индуктивности с магнитным сердечником. Когда мимо сердечника пролетает зуб репера, происходит изменение магнитного поля (возмущение), в обмотке катушки наводится ЭДС самоиндукции и на выводах катушки возникает электрический ток. Напряжение с индуктивного датчика имеет вид синусоиды, размах которой зависит от оборотов. Больше обороты - больше напряжение.
Такой датчик имеет как правило два вывода (те самые выводы катушки). Подключение к ЭБУ должно быть организовано экранированным кабелем (строго обязательно).
**Подключение к ЭБУ.** Один вывод датчика подключается ко входу **T1.1**, второй вывод ко входу **T1.2**. Экран подключается к минусу питания **GNDS** со стороны ЭБУ.
Некоторые индуктивные датчики имеют три вывода, третий для подключения экрана. Определить где выводы катушки, а где экран, можно померяв сопротивление тестером. На выводах катушки будет сопротивление в интервале сотни Ом...единицы кОм. Вывод экрана ни с одним из соседних выводов звонится не должен.
=== Датчик на эффекте Холла (ДХ) ===
Датчик Холла содержит в себе элемент Холла и электросхему (именно поэтому ему требуется внешнее питание), которая преобразует сигнал с элемента Холла в стандартный цифровой сигнал. При возникновении магнитного поля вблизи датчика, он срабатывает и включается. Когда магнитное поле исчезает - выключается.\\
Т.о. в отличие от индуктивного, датчик Холла имеет на выходе ступенчатый сигнал 0-1.
Датчик Холла имеет три вывода - плюс питания, минус питания, сигнальный выход. Выход ДХ при срабатывании коммутируется внутренним транзистором на минус (схема с ОК). Поэтому выход ДХ всегда "подтягивается" к плюсу через внешний резистор подтяжки. Из-за этого сигнал на выходе ДХ всегда инвертирован. Т.е. когда магнитного поля нет, датчик выключен, на выходе присутствует напряжение с резистора подтяжки. Когда датчик срабатывает, транзистор внутри замыкает выход на минус и напряжение на нем становится равно нулю.
**Подключение к ЭБУ.** Сигнальный выход датчика подключается ко входу **T1.1**. Пины питания датчика (плюс и минус) подключаются согласно схеме подключений для вашего ЭБУ. Внешний резистор подтяжки нужно ставить, если он нарисован на вашей схеме. Если на схеме его нет, то он уже стоит внутри ЭБУ и ставить его не нужно.\\ Провода подключающие ДХ к ЭБУ экранировать не нужно.\\
Бывают датчики с напряжением питания +12V и +5V.
==== Основные виды схем синхронизации ====
**Главный датчик** (вход **T1**) - на **коленвале**
- Репер главного датчика имеет равночередующиеся "зубы". **Нет** информации о ВМТ 1го цил. **Нет** информации о тактах. Только для ДВС с трамблерной раздачей искры.
- Репер главного датчика - зубчатый диск (60-2 и подобные). **Есть** информация о ВМТ 1го цил. **Нет** информации о тактах. Только для ДВС с четным кол-вом цилиндров. Парная искра и впрыск.
**Главный датчик** (вход **T1**) - на **коленвале**. Доп датчик **ДФ** (любой вход **T2-T5**) - на **распредвале**
- Репер главного датчика **T1** - зубчатый диск (60-2 и подобные). Репер **ДФ** - штифт/шторка/окно и т.п.. **Есть** информация о ВМТ 1-го цилиндра. **Есть** информация о тактах. Фазированная искра и впрыск.
**Главный датчик** (вход **T1**) - на **распредвале**
- Репер главного датчика имеет равночередующиеся окна и "шторки" (трамблер) или "зубы". **Нет** информации о ВМТ 1го цил. **Нет** информации о тактах. Только для ДВС с трамблерной раздачей искры.
- Репер главного датчика - зубчатый диск (60-2 и подобные). **Есть** информация о ВМТ 1го цил. **Есть** информации о тактах. Фазированная искра и впрыск.
**Главный датчик** (вход **T1**) - на **распредвале**. Доп датчик **ДФ** (любой вход **T2-T5**) - на **распредвале**
- Репер главного датчика **T1** - имеет равночередующиеся окна и "шторки" (трамблер) или "зубы". Репер **ДФ** - штифт/шторка/окно и т.п.. **Есть** информация о ВМТ 1-го цилиндра. **Есть** информация о тактах. Фазированная искра и впрыск.